Меню Закрыть

Публикации

Амнистия в 2020 году

В настоящее время в Государственной думе России находится ряд проектов постановлений «Об объявлении амнистии».

Проект постановления № 926719-7 О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 23.03.2020 года направлен в Комитет(ы) Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству).

После 2015 года в Российской Федерации не объявлялось ни одной значимой амнистии.

Пятилетний перерыв между амнистиями является беспрецедентным за весь период действия Конституции Российской Федерации. В связи с этим предлагается установить максимально широкий круг лиц, в отношении которых должна быть применена амнистия в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне, с учетом опыта предыдущих «широких» амнистий. Так, все «широкие» амнистии предусматривали освобождение от наказания в виде лишения свободы осужденных, относящихся к определенным категориям, заслуживающим снисхождения с учетом личности виновного. В связи с этим предлагается освободить от наказания все категории осужденных, подпадавших под предыдущую амнистию 2015 года, а также — с учетом амнистии 2001 года — женщин, являющихся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества. При этом предлагается с учетом амнистий 1997, 1999 и 2000 годов освободить таких лиц от наказания независимо от назначенного срока. Осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, и осужденных к лишению свободы на срок до шести лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы, предлагается освободить от наказания исходя из опыта амнистий 2001, 2006 и 2013 годов (и принимая во внимание, что все остальные «широкие» амнистии также предусматривали их применение к несовершеннолетним в том или ином объеме). При этом учитывается, что амнистия 2001 года предусматривала освобождение от наказания указанных категорий осужденных, если назначенный им срок лишения свободы не превышал шести лет, а согласно части шестой статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ) наказание в виде лишения свободы лицам, совершившим преступления в возрасте до 16 лет (кроме особо тяжких преступлений — но освобождение совершивших их лиц от наказания не предусматривается), назначается на срок не свыше шести лет.

В части освобождения от наказания лиц, осужденных к лишению свободы за умышленные преступления на срок до пяти лет включительно, ранее не отбывавших лишение свободы, предлагается учесть опыт амнистий 1999 и 2000 годов в отношении осужденных женщин. Однако, исходя из принципа тендерного равенства, предлагается освободить от наказания всех осужденных к лишению свободы за умышленные преступления на срок до пяти лет включительно, ранее не отбывавших лишение свободы. Предлагаемое освобождение от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные по неосторожности, ранее предусматривалось амнистиями 1999, 2000 и 2015 годов. Также предлагается освободить от наказания осужденных за массовые беспорядки (кроме прохождения обучения в целях организации массовых беспорядков или участия в них) и за преступления, совершенные в ходе несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований их участниками. Это вызвано проведением в последние годы в различных регионах России многочисленных публичных мероприятий протестного характерах. Часть таких мероприятий не была согласована уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления, что приводило к противостоянию их участников с сотрудниками правоохранительных органов, а в ряде случаев — и к применению насилия в отношении последних. Вместе с тем нельзя не учитывать, что органы власти нередко оказывались не готовы обеспечить реализацию конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В их работе не всегда учитывалась многократно выраженная Европейским Судом по правам человека позиция, согласно которой: — государство должно воздерживаться от применения произвольных мер, могущих нарушить право на мирные публичные акции, и не обладает полной свободой действий даже в случае нарушения их участниками установленных правил проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования; — правила, регулирующие порядок публичных собраний, включая требование предварительного уведомления, имеют существенное значение для спокойного проведения публичных мероприятий, позволяя властям минимизировать помехи уличному движению и принять иные меры безопасности, но их исполнение не может быть самоцелью и не должно создавать скрытые препятствия для реализации свободы мирных собраний, защищаемой Конвенцией о правах человека и основных свободах; — публичные власти должны проявлять определенную толерантность по отношению к мирным собраниям даже тогда, когда они могут вызвать некоторое нарушение обыденной жизни, включая помехи уличному движению, поскольку иначе свобода собраний лишилась бы своего существа; — любые меры, препятствующие свободе собраний и свободе выражения мнений, кроме случаев подстрекательства к насилию или нарушения демократических принципов, оказывают демократии плохую услугу и даже угрожают ей.

Противоправные действия участников публичных мероприятий зачастую находились в прямой взаимосвязи с необоснованным, чрезмерным применением силы сотрудниками правоохранительных органов. В связи с этим освобождение от наказания участников публичных мероприятий, совершивших в ходе их проведения общественно опасные деяния, стало бы адекватным средством восстановления баланса публичных и частных интересов и, безусловно, послужило бы укреплению гражданского мира и согласия в обществе. При этом применительно к массовым беспорядкам предлагается с учетом общественной опасности данного преступления освободить от наказания осужденных за участие в массовых беспорядках или призывы к ним независимо от доведения преступления до конца, а осужденных за организацию массовых беспорядков либо за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в их совершение — только в случаях, когда преступление осталось неоконченным. Также предлагается с учетом имеющейся правоприменительной практики освободить от наказания осужденных за осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности. Следует отметить, что освобождение от наказания осужденных за конкретные преступления (участие в массовых беспорядках либо призывы к ним, хулиганство, простое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) уже применялось в ходе «широкой» амнистии 2013 года. Более того, амнистия, объявленная Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД, целиком была основана на освобождении от наказания осужденных за двадцать семь конкретных составов преступлений (в основном в сфере экономической деятельности).

При этом в отношении подозреваемых и обвиняемых, которые в случае их осуждения подпадали бы под амнистию, предусматривается прекращение уголовных дел. Освобождение от наказания условно осужденных, осужденных, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, является традиционным для актов амнистий в Российской Федерации. С учетом опыта амнистий 2001 и 2006 годов предлагается освободить от наказания также условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания. Кроме того, предлагается сократить (в различных размерах, с учетом опыта прежних амнистий) сроки наказаний по приговорам, вступившим в законную силу до дня вступления в силу предлагаемого постановления об амнистии, ряду категорий осужденных, если они не подлежат освобождению от наказания. Это позволит одинаково подойти к одним и тем же категориям осужденных независимо от времени, когда начал течь назначенный им срок наказания (ранее акты амнистии предусматривали освобождение от наказания отдельных категорий осужденных, отбывших определенную часть назначенного срока наказания ко дню вступления в силу акта амнистии, и сокращение неотбытой части наказания отдельным категориям осужденных, не отбывших соответствующей части срока). С учетом опыта амнистий 2000, 2001 и 2015 годов всех осужденных, освобождаемых от основного наказания, предлагается освободить и от дополнительных видов наказаний, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством. Также предлагается снять судимость с лиц, освобождаемых от наказания в соответствии с актом амнистии (с учетом опыта амнистии 2015 года), а также с лиц, уже отбывших наказание, если они подлежали бы освобождению от него в соответствии с актом амнистии. Вместе с тем традиционным для актов амнистии является их нераспространение (полностью или в основной части) на лиц, совершивших определенные преступления. В связи с этим предлагается не распространять действие основных положений предлагаемой амнистии на лиц, совершивших: — особо тяжкие преступления; — тяжкие преступления, за которые безальтернативно предусмотрено наказание в виде лишения свободы, кроме: — незаконных производства, сбыта или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (незаконных сбыта или пересылки растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), совершенных в размере, не достигающем крупного, и без иных квалифицирующих признаков, предусмотренных частью четвертой статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (организованной группой, лицом с использованием своего служебного положения, лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего); — преступлений, совершившие которые лица никогда ранее не выводились из-под действия актов амнистии, если соответствующие составы преступлений были предусмотрены к моменту принятия последнего на данный момент постановления Государственной Думы об амнистии, а ответственность за них не была ужесточена; — наиболее серьезные преступления против политических и социальных конституционных прав граждан и против правосудия, не относящиеся к тяжким и особо тяжким. Также акты амнистий (кроме амнистии 2013 года) традиционно не распространялись на лиц, совершивших ряд преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РСФСР 1960 года. Однако следует учитывать, что данный Кодекс утратил силу 1 января 1997 г. (со дня введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года), то есть более двадцати трех лет назад. Статья 48 Уголовного кодекса РСФСР предусматривала 15-летний абсолютный срок давности привлечения к уголовной ответственности, который 31 декабря 2011 г. истек для всех преступлений, совершенных ранее 1 января 1997 г. Единственным исключением из этого правила являлись преступления, за которые могла быть назначена смертная казнь. Однако Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность назначения смертной казни только за четыре состава преступлений, за которые данный вид наказания предусматривался Уголовным кодексом РСФСР, — квалифицированное убийство (статья 102 Уголовного кодекса РСФСР и часть вторая статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации) и посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа (часть первая статьи 66, часть первая статьи 67, статьи 1912, 1915 Уголовного кодекса РСФСР и статьи 277, 295 и 317 Уголовного кодекса Российской Федерации). За все указанные преступления Уголовный кодекс Российской

Федерации предусматривает также возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы. Поскольку Уголовным кодексом РСФСР такое наказание не предусматривалось, санкции Уголовного кодекса РСФСР за указанные преступления признаются более мягкими.

Таким образом, с 1 января 2012 г. привлечение к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РСФСР возможно только по части первой статьи 66, части первой статьи 67, статьям 102, 1912 и 1915. Лиц, осужденных за данные преступления, предлагается вывести из-под действия большинства положений акта амнистии. Что касается иных составов преступлений, за которые Уголовным кодексом РСФСР предусматривалась смертная казнь (измена Родине; 7 шпионаж; бандитизм; действия, дезорганизующие работу исправительно- трудовых учреждений, совершенные особо опасными рецидивистами или лицами, осужденными за тяжкие преступления; умышленные действия, совершенные в составе незаконных вооруженных формирований, если они повлекли гибель людей; уклонение от призыва по мобилизации в военное время; изнасилование, совершенное особо опасным рецидивистом или повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование малолетней; угон воздушного судна, повлекший гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений, а равно совершенный организованной группой; терроризм, повлекший смерть человека; ряд воинских преступлений), то Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает смертной казни за их совершение. В связи с этим даже в случае привлечения в настоящее время к уголовной ответственности лиц, совершивших эти преступления до 1 января 1997 г., к ним применяются положения Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Но и лицам, совершившим преступления, на которые акт амнистии в целом не распространяется, может быть оказано милосердие. В связи с этим предлагается сократить на одну треть срок наказания в виде лишения свободы указанным лицам, участвовавшим в боевых действиях по защите Отечества и приравненным к таковым (с учетом опыта амнистии 2000 года), а также принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Всем же остальным осужденным, совершившим преступления, выводимые из-под действия акта амнистии (кроме лиц, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы, лиц, совершивших умышленные преступления после применения к ним актов амнистии или помилования за последние десять лет, лиц, совершивших преступление при особо опасном рецидиве преступлений), предлагается сократить срок наказания на один год (с учетом опыта амнистий 2000 и 2001 годов).

Предлагаемая масштабная амнистия ознаменует собой народное единство в год 75-летия Великой Победы, не допуская при этом ухудшения криминогенной обстановки в стране.

Кроме того, в настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении также проект постановления «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших административные правонарушения» (07.05.2020 года поступил на рассмотрение).

Проектами постановлений предлагается освободить от административного наказания граждан, совершивших административные правонарушения, указанные в 58 статьях КоАП РФ. К таким административным правонарушениям относятся: мелкое хищение, безбилетный проезд, нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа, нарушение правил охоты и рыбалки, правил регистрации по месту пребывания или месту жительства и другие.

В связи с введением правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, а также в государственных учреждениях полагаем необходимым освобождение граждан от административной ответственности за совершение, например, таких административных правонарушений, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) или муниципальный контроль, нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет.

Одновременно предлагается освободить от административной ответственности за совершение гражданами административных правонарушений в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, которые не представляют большую общественную опасность. При этом амнистию предлагается не распространять на тех лиц, кто совершил административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), а также статьями 12.4, 12.5, 12.24, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30, 12.31, 12.32, 12.32.1, 12.34.

Принятие указанного Постановления Государственной Думы позволит избавить большое количество граждан Российской Федерации от дополнительных финансовых обременений, связанных с расходами по уплате штрафов за совершение незначительных административных правонарушений.

Применение Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших административные правонарушения» предлагается возложить на судей, органы, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Завершить исполнение Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших административные правонарушения» предлагается в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

Сохраните нас в закладки — мы обязательно будем отслеживать дальнейшую информацию из первоисточников и оперативно публиковать её на нашем портале!

Авторизация
*
*
Генерация пароля